Прокладка труб ВЧШГ

Подземная укладка трубопроводов

Допустимая глубина  укладки труб

Засыпка трубопроводов должна осуществляться в два приема — частичная засыпка до предварительного испытания и окончательная засыпка после предварительного гидравлического испытания. Частичная засыпка трубопровода производится для предотвращения перемещения труб под воздействием давления во время предварительного гидравлического испытания.

Поверхностная укладка труб

Поверхностная укладка труб предполагает определение:

  • системы поддержки;
  • компенсации температурных расширений (удлинения);
  • укрепления элементов, подверженных влиянию осевого гидравлического давления

Опоры

  • одна на трубу;
  • опоры располагаются за каждым раструбом
  • постель удобной формы (α = 120° — хорошая мера предосторожности);
  • фиксирующий хомут с резиновым покрытием.

Преимуществом труб ЧШГ является то, что они не требуют установки специальных компенсаторов.

Бестраншейная прокладка трубопроводов

Горизонтально направленное бурение (ГНБ) — технология, не требующая прокладывания траншей и обеспечивающая альтернативную прокладку трубопроводов. Она имеет преимущества перед традиционным методом открытой прокладки.
ГНБ может осуществляться с небольшими повреждениями поверхности грунта, асфальта, дорожного покрытия и т.п, требует меньше рабочего пространства, осуществляется гораздо быстрее, чем традиционный метод прокладки трубопроводов.
Наряду с оперативностью и экономичностью технологии бестраншейной прокладки трубопроводов (в том числе и ГНБ) отличаются высоким качеством и возможностью выполнения работ в местах, где традиционные методы не применимы. Немаловажным фактором остаётся и экологическая сторона применения подобных технологий. Прокладка трубопроводов из труб ВЧШГ с помощью технологии ГНБ может применяться как для новых, так и для замены уже существующих трубопроводов.
Данная технология становится все более и более распространенной и, возможно, одной из самых быстрорастущих технологий бестраншейной прокладки трубопроводов на сегодняшний день.

Технология прокладки

ГНБ — технология бестраншейной прокладки трубопроводов, представляющая собой сверление небольшого направляющего отверстия с использованием технологии слежения и управления сверлом с поверхности.
Сущность метода состоит в использовании специальных буровых станков (буров, штанг), которые осуществляют предварительное (пилотное) бурение по заранее рассчитанной траектории с последующим расширением скважины и протаскиванием в образовавшуюся полость трубопроводов. При необходимости изменение направления бурения достигается с помощью определенной конструкции буровой головки. Направляющая скважина располагается от поверхности земли под углом 8°—20° и, достигнув необходимой глубины, переходит в горизонтальное положение. Обычно применяется сверление скважин с постепенным изгибанием или почти прямым выравниванием, чтобы свести к нулю трение и не допускать выхода за пределы допустимого прогиба соединения и допустимого радиуса кривизны трубы. Это уменьшает возможность «подвешивания» трубопровода или его повреждения.

Прокладка трубопроводов по технологии ГНБ осуществляется в три этапа

  • бурение пилотной скважины на заданной проектом траектории;
  • последовательное расширение скважины;
  • протягивание трубопровода.

бурение пилотной скважины последовательное расширение скважины протягивание трубопровода

Бурение пилотной скважины- особо ответственный этап работ в бестраншейной прокладке методом горизонтально-направленного бурения (ГНБ) сетей, от которого во многом зависит конечный результат. Оно осуществляется при помощи породоразрушающего инструмента — буровой головки со скосом в передней части и встроенным передатчиком сигнала местонахождения буровой головки. Буровая головка соединена, посредством полого корпуса, с гибкой приводной штангой, что позволяет управлять процессом строительства пилотной скважины и обходить выявленные препятствия в любом направлении в пределах естественного изгиба протягиваемой рабочей нити. Буровая головка имеет отверстия для подачи специального бурового раствора, который закачивается в скважину и образует суспензию с размельченной породой. Буровой раствор уменьшает трение на буровой головке и штанге, предохраняет скважину от обвалов, охлаждает породоразрушающий инструмент, разрушает породу и очищает скважину от ее обломков, вынося их на поверхность. Контроль за местом нахождения буровой головки осуществляется с помощью приемного устройства локатора, который принимает и обрабатывает сигналы встроенного в корпус буровой головки передатчика.
На мониторе локатора отображается визуальная информация о местоположении, уклоне, азимуте буровой головки. Также эта информация отображается на дисплее оператора буровой установки. Эти данные являются определяющими для контроля соответствия траектории строящегося трубопровода проектной и минимизируют риск излома рабочей нити. При отклонении буровой головки от проектной траектории оператор останавливает вращение буровых штанг и устанавливает скос буровой головки в нужном положении. Затем осуществляется задавливание буровых штанг, устанавливается скос буровой головки в нужном положении с целью коррекции траектории бурения. Строительство пилотной скважины завершается выходом буровой головки в заданной проектом точке.

Прокладка труб через туннели

Прокладка трубопроводов через туннели включает в себя
  • конструкцию опор;
  • компенсацию температурных расширений (удлинения);
  • укрепление элементов, подверженных влиянию осевого гидравлического давления.

Трубы ЧШГ предоставляют простое решение данного вопроса, в особенности тогда, когда из-за стесненности условий затруднено использование габаритного сборочного оборудования.

Опоры

  • одна на трубу;
  • опоры располагаются за каждым раструбом;
  • постель удобной формы (α = 120° — хорошая мера предосторожности);
  • фиксирующий хомут с резиновым покрытием.

Достоинством магистралей из труб ВЧШГ является то, что в применении компенсаторов нет необходимости.

Укладка труб — крутой склон

Укладка магистралей из труб ВЧШГ на крутых склонах может быть осуществлена двумя способами:

  • путем использования бетонного блока в начале укрепленного участка;
  • путем использования бетонных блоков для каждой трубы.

Осевая сила

За пределами некоторого угла силы трения между грунтом и трубопроводом становится недостаточно, чтобы удержать трубопровод. Поэтому продольное смещение трубопровода под действием силы тяжести необходимо предотвратить при помощи укрепительного блока или усиленного соединения, либо комбинацией из этих двух способов. Проще говоря, установлено, что трубопровод нуждается в укреплении, если наклон превосходит:

  • 20% для поверхностных трубопроводов;
  • 25% для подземных.

Укладка труб по переходам через мосты

При переходе мостов трубопроводом со стыковыми соединениями необходимо предусмотреть:

  • системы поддержки;
  • компенсацию температурного расширения трубопровода и моста;
  • укрепление узлов, подверженных осевому гидравлическому давлению;
  • защиту от замерзания;

Возможны два способа прокладки трубопровода через мост:

  • трубопровод, не зависящий от сооружения;
  • трубопровод, закрепленный на сооружении.

При укладке труб по переходам через мосты трубы крепятся к конструкции моста хомутами. При этом стыковые соединения труб играют роль компенсаторов удлинения, поглощая изменение длины трубы. Полное удлинение в зависимости от амплитуды компенсируется либо при помощи простого раструбного соединения, если мост достаточно короткий и имеет один пролет, либо при помощи компенсатора соответствующего размера, если концы моста подвижны.

Укладка труб в кожух

Для укладки в кожух используются трубы с соединением «ВРС». При укладке трубопровода внутри кожуха необходимо:

  • центрирование и направление каждого элемента в пределах кожуха;
  • надежное скрепление элементов для протаскивания их через кожух.

Конструкция направляющих и центрирующих трубу элементов (салазки, хомуты) разрабатывается в зависимости от диаметра трубы и размеров раструба.

Порядок прокладки трубопровода

  • Протянуть тянущий трос внутри кожуха.
  • Прикрепить направляющие и центрирующие хомуты за каждым раструбом.
  • Протащить первую трубу внутрь кожуха.
  • Подсоединить вторую трубу и закрепить соединение.
  • Протащить вторую трубу в кожух.
  • Продолжать, пока первая труба не выйдет с другой стороны кожуха. Перед подсоединением протянутого через кожух трубопровода к остальной системе он должен быть подвергнут испытанию давлением, аналогичному испытаниям для остального трубопровода.

Укладка труб в подвижных грунтах

При прокладке трубопроводов в условиях местности с неустойчивыми грунтами (возможность осаждения, землетрясения) используются трубы под соединение «ВРС». При этом гарантируется невозможность их рассоединения и надёжность в любых условиях эксплуатации. Монтаж ведётся без специальных опор и бетонных упоров, исключающих аксиальные нагрузки.

ПРАЙС-ЛИСТ